В этом разделе:
2024
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Главная  →  Новости  → «Рейтинг региональных брендов»

«Рейтинг региональных брендов»

20 мая 2010
"Российские регионы" №5 , май 2010

Бренд для региона или регион для бренда?

 

Редакция РР при поддержке Российской ассоциации по связям с общественностью представляет новый долгосрочный проект «Рейтинг региональных брендов». Цель проекта – выяснить, насколько развит, адекватен и эффективен тот или иной региональный бренд. Наши эксперты – признанные специалисты в области PR и GR.

ЭКСПЕРТЫ РР

  • Алексей ГЛАЗЫРИН, президент Российской ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор Группы компаний «Ньютон».
  • Мирослав КОШЕЛЮК, директор Института развития городов, Украина.
  • Дмитрий ГАВРА, доктор социологических наук, зав. кафедрой, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
  • Андрей МОЗОЛИН, директор Исследовательского Центра «Аналитик».
  • Алексей ТИТКОВ, доцент кафедры публичной политики Высшей школы экономики, кандидат географических наук.
  • Андрей МОСКАЛЕНКО, директор по спецпроектам журналов «Профиль» (www.profile.ru) и «Компания» (www.ko.ru).

В процессе подготовки рейтинга специалисты оценивали коммуникационную стратегию, вербальные и визуальные символы, активность руководителя территории и грамотную работу его пресс-службы и PR-департамента. 
Экспертам было предложено оценить все регионы Российской Федерации по нескольким критериям:

  • Известность.
  • Привлекательность имиджа.
  • Создание маркеров.
  • Целенаправленная информационная политика.
  • Территориальная идентификация.
  • События (фестивали, конкурсы, выставки, конференции).
  • Разработка символов территории (герб, флаг, гимн, слоганы, стихи, песни).
  • Возрождение традиций и обычаев.
  • Деятельность знаковых фигур.

В первой десятке – территории с наиболее запоминающимся положительным образом.

  • Краснодарский край
  • г. Москва,
  • г. Санкт-Петербург,
  • Республика Татарстан,
  • Республика Башкортостан,
  • Республика Саха (Якутия),
  • Красноярский край,
  • Свердловская область,
  • Нижегородская область,
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

В результате проведенного исследования топ наиболее привлекательных и разработанных брендов возглавляет КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ с административным центром в городе Краснодар. Разумеется, не последнюю роль в этом играет подготовка к Олимпиаде в Сочи, вследствие которой многократно увеличилось количество упоминаний в СМИ, а также мощный подъем в экономическом плане внутри региона. 

Второе и третье место занимают соответственно города федерального значения Москва (мэр Юрий ЛУЖКОВ) и Санкт-Петербург (губернатор Валентина МАТВИЕНКО). Получение этими городами высокого места в рейтинге выглядит вполне логичным. Это крупнейшие города и по численности населения, и по концентрации политических, экономических, культурных событий.

Четвертое и пятое место – за республиками Татарстан (столица – город Казань, президент Рустам МИННИХАНОВ) и Башкортостан (столица – город Уфа, президент Муртаза РАХИМОВ). Республика Татарстан, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, получили от экспертов максимальное количество высоких оценок. Татарстан – один из стабильно развивающихся регионов, с грамотно выстроенной информационной политикой. И приход нового президента только добавил очков этой территории.
 

Республика Саха (Якутия) – самый крупный регион России (столица – город Якутск, президент Вячеслав ШТЫРОВ), занимает шестое место в нашем рейтинге, получив от экспертов ровные, довольно высокие оценки по всем критериям.
 

Сибирь, Урал и самая центральная территория европейской части России, олицетворяемые соответственно Красноярским краем (административный центр г. Красноярск, губернатор Лев КУЗНЕЦОВ), Свердловской областью (административный центр г. Екатеринбург, губернатор Александр МИШАРИН) и Нижегородской областью (административный центр – город Нижний Новгород, губернатор Валерий ШАНЦЕВ) занимают седьмое, восьмое и девятое места, отставая друг от друга менее чем на 1 балл.
 

Замыкает десятку наиболее успешных брендов Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, который, являясь частью Тюменской области, входит в состав Уральского федерального округа (административный центр – г. Ханты-Мансийск, губернатор Наталья КОМАРОВА). Высокие баллы по привлекательности имиджа, значимости происходящих событий, деятельности знаковых фигур во многом нивелированы довольно средними оценками проводимой информационной политики.

По сумме оценок близки к лидерам Новосибирская область (губернатор Виктор ТОЛОКОНСКИЙ) и Ямало-Ненецкий автономный округ (губернатор Дмитрий КОБЫЛКИН). При этом каждая территория получила только по три максимальные оценки.

Замыкают рейтинговые таблицы:

  • Воронежская область,
  • Липецкая область,
  • Пензенская область,
  • Брянская область,
  • Омская область,
  • Тамбовская область,
  • Кировская область,
  • Ульяновская область,
  • Ненецкий АО,
  • Ивановская область.

При этом Кировская, Омская, Ивановская, Воронежская и Липецкая области получили максимальное количество самых низких оценок. Ни одна из этих территорий не получила сколько-нибудь значительных оценок по критерию привлекательности сложившегося имиджа.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ 
Директор института развития городов Мирослав КОШЕЛЮК: 
– Было интересно оценивать, потому что по ходу понимаешь – реально работает всего несколько факторов. Во-первых, история – есть регионы, которые имеют ореол прошлого. Во-вторых, конечно, статус – столичные города и региональные центры заметнее. В третьих, публичная активность, причем в большинстве случаев связанная с региональными лидерами. И наконец – увы, проблемы. Уровень известности кавказских регионов высок, но со знаком минус. В итоге получается – шансы на рост имиджа региона дает прежде всего активность, практически единственное, на что реально может влиять региональная элита.

Директор Исследовательского Центра «Аналитик» Андрей МОЗОЛИН: 
– Интересно посмотреть на общую «имиджевую» картину регионов и, как результат, страны. Наибольшей известностью обладают «кризисные» территории (сюда можно отнести не только «горячие» регионы Северного Кавказа, с максимальной известностью и минимальной привлекательностью, но и территории с «протекающей» экономикой и социальной сферой, например, Приморский край). Именно эти субъекты задают основной оценочный фон в повестке дня и имиджевых характеристиках страны. Во вторых, крайне сложно говорить о наличии целенаправленной информационной политики этих субъектов. Да, есть официальные атрибуты, национальные программы, фестивали, выставки и т.д. Но насколько это целесообразно? Насколько влияет на повышение интеграции общества? Насколько повышает уровень управляемости территории? Исходя из анализа федеральных СМИ, на эти вопросы сами субъекты еще не нашли ответы. В связи с этим мы наблюдаем ситуативное управление информационными потоками и, как следствие, клочковатую мозаику вместо имиджа.

Директор по спецпроектам журналов «Профиль» и «Компания» Андрей МОСКАЛЕНКО: 
– Стоит отметить, что высокие баллы наряду с Москвой и Санкт-Петербургом получили, например, республики Ингушетия, Дагестан, Чечня. Действительно, эти названия зачастую звучат в СМИ даже чаще, чем столичные города. Другой вопрос, что ассоциативный ряд, который возникает при их упоминании, – в основном-то негативный: война, терроризм, криминал и т.д. В любом случае, привлекательность такого имиджа – соответствующая. А плохой имидж – это серьезное ограничение конкурентоспособности, поэтому его лучше формировать целенаправленно. И это уже касается всех российских регионов. 

За счет каких факторов и какими усилиями нескольким территориям удается добиться высоких показателей в плане создания и совершенствования своего имиджа? Какие факторы являются определяющими? Как медийная активность первых лиц региона может повлиять на репутацию территории? Насколько сильна связь экономической и информационной составляющей в формировании благоприятного имиджа территории? Мы будем продолжать наш проект и постараемся найти ответ на эти и многие другие вопросы.
 


Дополнительно по теме:

"Кубань возглавила рейтинг региональных брендов"

Ссылка: http://www.livekuban.ru/node/188654

 

blog comments powered by Disqus